Нашел на YouTube старый получасовой обучающий фильм - социальную рекламу для американских школьников 1953 года, который видел уже много лет назад, но выложенный недавно в качестве получше.
В пятидесятые субкультура "гризеров" (greasers - это про них фильм "Бриолин"), то есть школьников, с помощью больших двигателей превращающих дешевые старые автомобили в уличные ракеты, считалась весьма опасной, и приведенная в фильме статистика аварий на дорогах с участием несовершеннолетних показывает, почему.
В фильме от лица типичного подростка-роддера, переехавшего в новый город, описываются преимущества организованных автомобильных клубов, с помощью которых субкультуру пытались поставить под контроль. Однако обращает на себя внимание в фильме далеко не только это, и не только восхитительные автомобили в кадре.
Во-первых, это сцена самого настоящего товарищеского суда в американской школе из пятидесятых (!), на который главного героя отправляет остановивший его за превышение скорости офицер полиции. На суде под наблюдением того самого офицера (в школе, по крайней мере показанной в фильме, товарищеский суд - явно обязательный орган) его хорошенько пропесочивают, и приговаривают к обязательным занятиям в школе вождения. Вот вам и совковая комсомольщина, азиатско-ордынские пережитки!
Во-вторых, это небольшая поучительная история о другом типичном роддере, который до суда не дожил, разбившись на своем хот-роде под поездом. И в качестве такого выведен не просто беззаботный школьник, а вернувшийся с войны пилот, который решил закончить школу. Слов "посттравматическое стрессовое расстройство" не произносится, да и фильм не о том, однако, по мнению его авторов, эта история достаточно типична - а значит, распространена, - чтобы вызвать отклик у школьников.
Судьба легендарного гонщика Кэролла Шелби, одного из главных героев недавнего "Форд против Феррари", сложилась почти так же - он поступил в Технологический институт Джорджии, но не учился там, потому что был призван в армию, хотя и не попал на фронт (а второй главный герой, Кен Майлс, перед тем, как стать гонщиком, ушел из школы работать на завод в 15 лет, а во время войны служил в танковых войсках). В позднем СССР в 1987 году про такого же школьника сняли фильм "Мой боевой расчет", балансирующий между нуарным детективом и драмой о посттравматическом синдроме.
И, наконец, в третьих - girl power! Сейчас американские пятидесятые представляются временем пропаганды белой англо-саксонской христианской семьи и соответствующей (кирхе-кюхе-киндер) роли женщины, а вот фиг там. На 15:37 герой, одновременно играющий роль голоса за кадром, с воодушевлением рассказывает, сколько в клубе девушек и как они ни в чем не уступают парням ни в гараже, ни на дистанции в четверть мили. Феминизм второй волны расцвел в шестидесятые не просто так - этому предшествовала воспитательная работа, в том числе и государственная.
А в целом, такие фильмы - замечательные, конечно, документы эпохи.
Пётр Кромских